ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА

Исследование продуктов речевой деятельности

Задачи:

  • установление значения (смысла) единиц различных языковых уровней: значения слова, словосочетания, предложения/высказывания, смыслового содержания текста;
  • установление информации определенного содержания: негативной информации о лице/организации, информации (в том числе оценочной) об определенном предмете речи, его свойствах, характеристиках, действиях и др.;
  • установление степени адекватности передачи в одном тексте смысла другого текста;
  • установление значения и отнесения его к определенному классу («возбуждение вражды», «унижение достоинства человека», «пропаганда запрещенных взглядов и идеологии/нетрадиционных ценностей, отношений или предпочтений и др.», «пропаганда употребления запрещенных препаратов»; «побуждение к противоправным действиям», «побуждение/склонение к совершению опасных действий, самоубийства», «унизительная оценка лица», «угроза убийством/совершением насильственных действий» и др.);
  • установление формы выражения значения («утверждение о фактах и событиях», «предположение», «мнение», «оценочное суждение», «неприличная форма выражения»);
  • установление влияния на содержание речи допрашиваемого/опрашиваемого (показаний или сообщаемых сведений) со стороны иных участников процессуального/непроцессуального действия.

Объекты:

  • устные/звучащие (записи разговоров, фиксация следственных действий, видеообращения, интервью, радиопередачи и др.);
  • письменные (статьи, книги, жалобы, надписи, объяснения и протоколы, записки, предсмертные записки, договоры, расписки, заявления, обращения и др.);
  • поликодовые (демотиваторы, реклама, видеоролики, кино- и видеофильмы, эмблемы, товарные знаки, карикатуры и др.);
  • электронные (переписка в социальных сетях, мессенджерах, блоги, форумы, комментарии, посты и др.).
  • Общим объектом судебной лингвистической экспертизы является текст как продукт речевой и коммуникативной деятельности и поведения человека. Текст понимается в данном случае широко - как объединенная смыслом последовательность знаковых единиц, основными свойствами которой являются связность и цельность.

По делам об оскорблении:

1. Содержатся ли в словах, высказываниях … лингвистические признаки оскорбления?

2. Если да, то имеются ли в словах, высказываниях … лингвистические признаки неприличной формы выражения?

По делам о клевете:

1. Содержится ли в тексте негативная информация о лице [указать Ф.И.О.]?

2. Какова форма выражения этой информации: утверждение о фактах и событиях, мнение, предположение, вопрос, оценочное суждение?

По делам, связанным с противодействием экстремизму (в соответствии со статьями 280 и 282 УК РФ, Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности» от 25.07.2002 № 114-ФЗ и др.) назначаются психолого-лингвистические экспертизы, на разрешение которых могут быть поставлены следующие вопросы:

- Содержатся ли в тексте лингвистические и психологические признаки побуждения (в том числе в форме призыва) к каким-либо разрушительным действиям?

- Содержатся ли в тексте лингвистические и психологические признаки пропаганды исключительности, превосходства, неполноценности человека по признаку пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, принадлежности к какой-либо социальной группе?

- Содержатся ли в тексте лингвистические и психологические признаки пропаганды идеологии насилия в целях оказания воздействия на решения органов власти?

- Имеется ли демонстрация нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, в связи с пропагандой идей фашизма (нацизма)?

- Содержатся ли в тексте лингвистические и психологические признаки обоснования национального и (или) расового превосходства?

- Содержатся ли в тексте лингвистические и психологические признаки оправдания идеологии насилия и/или разрушительных действий, совершаемых в целях оказания воздействия на органы власти?

- Содержатся ли в тексте лингвистические и психологические признаки оправдания практики совершения действий, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы?

- Содержатся ли в тексте лингвистические и психологические признаки оправдания каких-либо действий (в том числе насильственных, разрушительных) против какой-либо группы, выделенной по национальному, религиозному, социальному и другим признакам, или против представителей такой группы?

- Содержатся ли в тексте лингвистические и психологические признаки обвинения автором какого-либо лица в совершении каких-либо противоправных действий?

- Содержатся ли в тексте лингвистические и психологические признаки угрозы применения насилия?

- Содержатся ли в тексте лингвистические и психологические признаки угрозы совершения каких-либо насильственных, разрушительных действий (взрыва, поджога и др.)?

- Содержатся ли в тексте лингвистические и психологические признаки унижения человеческого достоинства по признаку пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, принадлежности к какой-либо социальной группе?

- Содержатся ли в тексте лингвистические и психологические признаки возбуждения вражды, ненависти (розни) по отношению к группе лиц, выделяемой по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, принадлежности к какой-либо социальной группе?